Художник Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917)
"Танцевальный класс", 1871-1874 гг. Холст, масло.
85 x 75 см. Музей д'Орсе, Париж.
Знаменитое полотно художника-импрессиониста Эдгара Дега «Танцевальный класс» стало одним из узнаваемых и популярных среди работ живописца. Работы творца были посвящены театру, балету, операм. Не только представления запечатлены кистью мастера, но и жизнь, бурлившая за кулисами.
«Танцевальный класс» создан был по заказу коллекционера Жана-Батиста Форе. Интервал написания работы варьируется с 1871 до 1874 годов.
Живописец запечатлел на своем холсте окончание урока и начало перерыва. Некоторые девушки еще повторяют урок под наблюдением учителя, другие же смотрят в окно, а на лицах многих выражается усталость и измождённость от тяжелого труда. Балерины расслаблены и поудобнее садятся, выказывая свою утомленность. В центре стоит известный балетмейстер Жюль Перро, обучающий молодых балерин в Парижской опере.
Особое внимание Дега уделял пространству и интерьеру, но именно дощатый пол создавал иллюзию нескончаемого полотна, ведь пол прорисован в перспективе, что дает продолжение пространству.
Возле ног одной из танцовщиц можно заметить собачку, которая уверенно чувствует себя на репетиции. Сами балерины одеты в белые платья, на поясах которых имеется лента, завязанная на бант сзади. Это украшение подчеркивало бледность кожи, добавляя аристократичность. С другой стороны, оно служило данью популярному стилю неорококо.
Немаловажную роль играет ракурс картины. Дега не был заинтересован тем, чтобы показать танцовщиц в лучшем свете, будто фей парящих над полом. Из-за этого картина кажется фотографией, на которой запечатлен важный момент урока, даже края срезаны на полотне так, как делают фотографы, чтобы сфокусировать взор на солистках.
Работая над циклами картин связанных с балетом, Дега изображает на своих холстах не только грацию и красоту балерин, но и другую сторону искусства, которая скрыта от глаз зрителя. Живописец создает образы изящных девушек в несколько ином свете. Именно за эту обратную сторону балета художника называют «очернителем» и пессимистом, вступившим в конфликт с официальной живописью.